2.2.
Пояснение, что такое KPI, на
простых примерах
Пример
№1. На
одном предприятии была следующая система оплаты:
Если продавали товара на 10
млн. рублей, менеджер по продажам получал премию, которая составляет 100% от
оклада. Если на 9 млн, то 80%, если 8 млн., то 60%, если менее 8, то ничего не
получал, потому что прибыль у
предприятия в этом случае равнялась нулю
. Простой случай – больше продал товара -
больше получил, есть несколько порогов, премия считается от оклада.
Как выяснится позже, это наиболее простой пример, как начисляется
премия с использованием KPI. Но
все по порядку.
Пример
№2.
На предприятии из примера 1 не все продавалось за деньги, кое-что отпускалось в
долг. Росла дебиторская задолженность. Хозяину это не нравилось. Думал он думал,
и решил, что надо систему усовершенствовать. И разбил премию на 2 части по 50%.
Первые 50 % за продажи, а вторые – за то чтобы дебиторка не росла слишком
сильно. И придумал он вот что:
Если продавали товара на 10
млн. рублей, менеджер по продажам получал премию, которая составляет 50% от
оклада. Если на 9 млн, то 40%, если 8 млн., то 30%, если менее 8, то ничего не
получал за продажи. Но кроме того менеджер получал премию, которая составляет 50%
от оклада если дебиторская задолженность была менее 1 млн. Если от 1 до 2 млн,
то 40%, если от 2 до 3., то 30%, если более 3, то ничего не получал. То есть
менеджер по-прежнему мог получить 100% от оклада премии, но теперь ему нужно
было и продавать, и за задолженностью следить.
Пример
№ 3.
Шло время, и выяснилось, что дебиторка дебиторке рознь. В договорах
прописывался срок уплаты задолженности. Например, для одного клиента – месяц
после отгрузки, для другого три дня. Как договориться удалось, так и
получалось. Закручинился менеджер и пришел к хозяину. Ты, говорит, сам
некоторым клиентам срок оплаты оттягиваешь, в договорах это прописываешь, давай
мы кое-что подправим. А то несправедливо получается. И показал хозяину две таблицы, в хитрой
программе Excel
написанные.
И вот что увидел хозяин:
Премия теперь разбивалась на
три части, да не поровну, а с разными процентами за разные результаты. Покрутил
хозяин бумагу, да и любопытно ему стало, как это работает? Согласился он с
доводами менеджера, что важней продаж ничего нет, поэтому и процент за продажи
должен быть самый большой. Договорились, что считать отличной, хорошей, средней
и плохой работой, в зависимости от цифр в конце месяца.
|